Со слезами на глазах

Презентация книги И. П. Владимирова «Как нарисовать птицу»

В самом прямом смысле незатейливых этих слов — 15 марта, на Малой сцене театра им Ленсовета, при аншлаге — случилась презентация только что вышедшей книги Игоря Владимирова «Как нарисовать птицу».

Для неофитов одной строкой: И. П. Владимиров (1919-1999) — народный артист СССР, главный режиссер театра имени Ленсовета, возглавлявший его сорокалетие (с 1960 по 1999 годы), один из самых харизматичных лидеров российского театра.

В книге 381 страница. Составитель — Ирина Кошелева, литературный редактор Людмила Смирнова.

История родившегося в твердой обложке красивого фолианта — отдельный рассказ. Игорь Петрович не имел привычки корпеть над созданием печатного слова. Его (слово) исключительно живое, литературно не заточенное, ловили и фиксировали на протяжении лет те, кто служил в литературной части театра. С 1976 года по 80-ый год — юный завлит, а нынче известный писатель Александр Ласкин, присоветовавший Владимирову еще тогда назвать гипотетический труд именно строчкой из Жака Превера («Как нарисовать птицу» именовался и выпускной спектакль первого, выпущенного Владимировым актерского курса). Затем — другой многолетний завлит Татьяна Жаковская, увлекшая главрежа идеей создания книги. Записанные на магнитофонную ленту размышления Игоря Петровича, диалоги с ним, его публичные беседы, репетиционные пассажи превратились в то далекое время в пятисотстраничную рукопись, издать которую по разным причинам сразу не удалось. Фантазия диктует образ: рукопись бережно выдерживали, несколько десятилетий настаивали в дубовых бочках литературной части ее нынешние хозяйки — Ольга Варганова и Вера Матвеева. В конце концов молодой театровед Ирина Кошелева взяла на себя труд превратить рукописный «коньячный спирт» в окончательный продукт. Рецензенты впоследствии непременно разложат его на количество «звезд». Мною, за прошедшую ночь, изучен лишь иллюстративный материал. Фотографии — несомненно хороши.

На презентации с чувством глубокой, искренней любви к учителю, режиссеру, другу, главе Дома, И. П. Владимирова вспоминали Александр Белинский, Михаил Боярский, Анна Алексахина, Олег Леваков, Светлана Письмиченко, Николай Буров, Евгений Соколинский, Инесса Перелыгина, Варвара Владимирова.

В первом ряду сидела Алиса Фрейндлих, с видео кадров на нее смотрел Игорь Владимиров. Казалось, что он рядом, а высочайшее напряжение электрического тока любви между этими людьми прошивает и нас. Как не любить до озноба театр в такие минуты?

Книга «Как нарисовать птицу» заканчивается сном Владимирова. Трудно отказать себе в нескольких из него цитатах.

" Мне часто снится Алиса. <…> Тонкие, чуть нервные пальцы осторожно касаются моих плеч. Тепло подбородка струится по волосам, приятно щекочет макушку. Это Алиса. Я узнаю ее по рукам. Мое воображение находится в плену дурманящей осязаемости. Мне даже кажется, что я ощущаю подрагивание воздуха на ресницах Алисы. Никто из нас не нарушает тишину, мы наслаждаемся ниспосланной свыше благодатью, прислушиваясь к чему-то внутри себя. И я начинаю чувствовать, как одухотворение сердца, оставленное этой неудержимо ускользающей во мрак красотой, становится нашим общим, единым.
Я просыпаюсь, силюсь — но никак не могу вспомнить, было ли это на самом деле. Наверное, и не раз. А может быть, именно так и не бывало никогда. Возможно, эта мизансцена — предвестие какой-то другой, пока неведомой нам жизни…"


Елена Вольгуст, 16 марта 2012, Блог Петебургского театрльного журнала

Используются технологии uCoz